А зачем каб?

И в самом деле, зачем нужен каб? Ведь сегодня гитару куда только не включают: и в звуковую карту, и в микшерный пульт. Ответ вас шокирует: чтобы слышать свою гитару. Но чтобы придти к такому капитаночевидному выводу давайте проделаем небольшой путь. Напомню кратко из последнего семинара (пользуясь случаем, напомню, что он есть в группе ВК), что есть 3 самых главных элемента в формировании электрогитарного звука: предварительный усилитель, оконечный усилитель, кабинет. В предварительном усилителе происходит всё самое важное (формируется чистый или перегруженный звук, эквализация), оконечный усиливает сигнал на выходе и кабинет всё это дело воспроизводит.

Если мы зайдем на multitran.ru и введём слово cabinet, то в переводах с пометкой «муз.» увидим «колонка». Так оно и есть: «кабинет» (каб) это не офисное помещение, а колонка, состоящая из деревянного корпуса и динамика. Отличие этой колонки в том, что она создана специально для подключения к гитарному усилителю и не подходит для прослушивания музыки, например. Почему так? Потому что широкополосные колонки имеют не один динамик, а несколько, и каждый из них отвечает за свою частоту (низкие, средние, высокие). Было бы странным, если бы один динамик мог покрыть все те же самые частоты, верно? А какие же частоты он может воспроизводить? Правильно: гитарные! Термин весьма условный, конечно, но для простоты пусть будет так. Сколько это в герцах, можно узнать у звукорежиссеров или погуглив.

Про разные тонкости, которые я обещал, вы прочтёте в следующих постах, а здесь пока начнём подводить временную черту, ответив на главный вопрос. Итак, когда вы подключаете гитару к процессору или к звуковой карте, используя плагины, хотите вы того или нет, но вы проходите всю цепь «предусилитель-усилитель-кабинет» только не в реальном пространстве, а в виртуальном. Это принято называть эмуляцией и именно в ней весь ключ. Эмуляция, как правило, предлагает вам некоторые вариации: например, размер воображаемого кабинета и/или динамика, воображаемый виртуальный микрофон и его тип, а также воображаемое положение этого микрофона.

И вот в этой точке, на мой взгляд, пути могут сойтись, при соблюдении двух обстоятельств: А) вы можете иметь крутые плагины и грамотно их настроить и Б) вы можете иметь полностью аналоговое оборудование и сделать всё не воображаемо, а реально, но очень плохо, и тогда «А» может оказаться очень даже лучше, чем «Б». Однако сердцевина моего послания в том, что каб и только каб может передать фактическое звучание вашего инструмента. По сути он нужен, просто чтобы вы слышали как всё звучит на самом деле. И это «самое дело», поверьте, будет радикально влиять на вашу игру (а об этом в другой раз).

Подзвучка гитарного каба — это, в общем-то, дело не гитариста, а звукорежиссера. Что он потом будет делать с этим звуком — это его компетенция, но ваше ощущение от игры будет максимально адекватным, понятным и правильным, ощущая звук из каба. Когда вам предлагают уже подзвученный сигнал в мониторы (напольные или ушные), вы слышите не свой изначальный звук.

И тут я предлагаю очень простую и понятную аналогию: вы когда-нибудь пробовали слушать в наушниках акустическую гитару, особенно когда она работает через пьезодатчик напрямую в звуковую карту? При таком режиме порой непонятно, сильно ты бьешь по струнам или слабо — подзвученный звук очень сильно отличается от настоящего акустического настолько, что может просто нарушится связь между ушами и руками. Выход здесь простой — приоткрыть одно ухо и слушать акустический звук.

Так вот когда вы слышите гитару из кабинета, вы слышите именно то, как и должна звучать электрогитара. По-другому она звучать просто не может. А эмуляции (цифровые или аналоговые) — это просто замена цепи, созданная для экономии бюджета и удобства, со своими минусами и плюсами. Но поймите, что эмуляция всегда будет эмуляцией или, другими словами, копия всегда останется копией оригинала.

Читайте продолжение