Как оптимально разучивать новый, ранее не знакомый для рук материал? Для этого нужно играть в своём темпе. Как найти свой темп? Есть 3 критерия, которые помогут это сделать.
Эти критерии должны соответствовать следующим вопросам:
- Что играть?
- Как играть?
- Когда играть?
Что это значит? Ответом на первый вопрос является твёрдое знание материала, а именно: хорошо знать ноты не только руками, но и быть способным воспроизводить материал в голове от начала и до конца, причём звучание в голове должно быть максимально правильным и приближенным к оригиналу (если таковой имеется).
Руки в этом вопросе также чрезвычайно важны! Необходимо выучивать новые композиции или упражнения правильными аппликатурами для обеих рук. Если вдруг выяснится, что вы заучили все неправильно, то нередко при попытках внести незначительные правки, все выученное сыпется, и нужно начинать с начала. Не теряйте на это время! Лучше изначально вложите больше времени на правильное разучивание и тогда в перспективе вы выиграете время.
Второй вопрос даёт понимание, какие нюансы использовать, — это и артикуляционные моменты, и акценты, и динамика и многое другое. Словом, все то, что делает музыку живой и объемной, а не просто нотами, подобными безэмоциональному тексту.
Представьте, вы пишите рассказ, но пишите просто слова, а уже потом, когда все слова написаны, возвращаетесь к началу, расставляя все смысловые акценты, точки, запятые и иные знаки. Очевидно, что это колоссальная потеря времени и отсутствие всякой логики.
Третий вопрос отвечает за время. Многие гитаристы так и говорят: я сначала вобью ноты в пальцы, а уже потом поиграю это под метроном. Справедливости ради стоит заметить, что иногда, а это ключевое слово, так действительно стоит делать, но опять же, посмотрите на второй пункт и подумайте, зачем вам делать лишнюю работу? В данном случае, уже даже тройную.
Итог: лучше возьмите небольшую часть, может быть даже 4 или 8 тактов, и добейтесь максимума, держа в уме эти три вопроса и занимаясь в своём темпе, настолько медленном, насколько потребуется для выполнения этих трёх критериев. Только после этого поднимайте темп!
Безусловно, это потребует колоссальной концентрации внимания; возможно именно поэтому, многим и не под силу заниматься правильно. Но о концентрации внимания, как говорится, это уже совсем другая история.