Несколько лет назад я готовил видеоурок о постановке левой руки, как вдруг мне на глаза попалась книга авторитетного скрипача и преподавателя В.Мазеля «Скрипач и его руки. Левая рука», в которой он смело заявил, что самым слабым пальцем является безымянный. Это был шок! А как же мизинец?
Есть разные толки по поводу слабости 3-4 пальцев (именно так они нумеруются в гитарной практике), но я хочу ударить в самую суть проблемы.
В чем корень беды третьего пальца — в том, что у него слабо развиты сгибатели и разгибатели, что на практике означает слабую и медленную постановку пальца на гриф и его неконтролируемый отскок с грифа, если речь идёт о левой руке. В правой руке при пальцевой технике мы имеем слабое звукоизвлечение, слишком глубокое сгибание пальца в сторону ладони и медленный возврат пальца обратно на струну или в зону звукоизвлечения.
Все эти невзгоды без проблем, но не без труда, убираются с помощью специальных упражнений, нацеленных на активацию сгибателя или разгибателя, а также на чередование фазы работы мышц и фазы их расслабления.
А что же мизинец? Удивительно, но этот палец сильнее безымянного и образует с указательным интересную связку крайних пальцев, что даёт очень прочную конструкцию. Все его проблемы связаны с его длиной. Из-за своей длины он встаёт на гриф нестабильно (очень часто на мякоть вместо “торца”) на левой руке, особенно на первых двух струнах, и часто двигается без должного сгибания в ногтевой фаланге; а на правой практически не используется для звукоизвлечения (исключение: приём расгеадо во фламенко, где длинный ноготь компенсирует нехватку длины пальца). Отскок у мизинца тоже не айс, и мышцы разгибателя очень быстро устают, но это всё вполне хорошо развивается.
Поэтому по итогам самый слабый палец это безымянный, но он прячется за мизинцем, выталкивая его на передний план и говоря: это не я, это все он!
И напоследок забавная история. Я нередко слышал от гитаристов с небольшим опытом, что они предпочитают не использовать мизинец в своей игре, потому что он слабый. Фокус в том, что надо делать как раз наоборот! Хочешь сильный мизинец — играй им как можно больше, ну а без безымянного-то вообще никуда, но оба нужно активно развивать.