В Логике существует такое понятие как «ложная предпосылка».
«Это неверное утверждение или предположение, которое составляет основу аргумента и делает его логически несостоятельным.»
В игре на гитаре такой ложной предпосылкой является следующее утверждение: все движения должны быть естественными. Я попробую доказать, что это не так, по крайней мере доказать, что смысл, которым наделяют эту фразу, ошибочен.
Начать следует с того, что подразумевается под понятием «естественные движения». Обычно это те движения, которые мы используем в жизни и в быту. Дескать, если мне удобно стряхивать воду после мытья рук ротацией (читай вращением) предплечья, значит и на гитаре это должно работать. Или если мне удобно карандашом делать быструю штриховку на листе бумаги, то и на гитаре будет удобно быстро играть медиатором этим же движением.
Давайте посмотрим на спорт. Всякое ли движение, которое считается в нём правильным, используется человеком в быту? Если мы сравним человека, который делает приседания со штангой и приседания за клубникой на грядке, это две огромных разницы. Или если делать упражнение на бицепс, то нужно не просто согнуть руку в локте, но и слегка вывернуть кисть наружу. Такое движение называется супинацией предплечья и бицепс тоже участвует в этом движении. Поэтому не повернув предплечье, мы не дадим бицепсу совершить полную работу по супинации предплечья. Так вот такое движение назвать естественным никак нельзя. В простой жизни вам нигде не придется его применять, равно как и садиться за клубникой с правильной техникой приседа со штангой. Таких примеров можно привести очень много.
Отсюда промежуточный вывод. Понятие «естественное движение» выходит далеко за рамки бытового. Чтобы проще понять суть проблемы, предлагаю разделить все движения на бытовые и профессиональные, и это навсегда устранит путаницу. И бытовые, и профессиональные движения являются естественными. И тем и другим требуется развитие навыка. Взрослый человек ошибочно думает, что его движения естественные, натуральные, сами собой разумеющиеся. Взрослый человек никогда не вспомнит, как учился элементарным движениям: например попасть ложкой в рот, сделать первые шаги и научиться сидеть. Более того, посетив кинезиолога или остеопата, большинство взрослых людей с удивлением узнаЮт, что большая часть их движений сформирована с ошибками. Мало кто умеет правильно ходить, правильно подниматься и спускаться по лестнице, правильно сидеть и наклоняться, чтобы поднять тяжесть и т.д.
Поэтому естественные движения не такие уж и естественные. Бытовым, житейским движениям тоже можно было учиться, а после 25-30 лет нередко приходится переучиваться. Поэтому главная ошибка мышления в том, что человек, освоив движения, особенно неправильные, но закрепив их глубоко в мозгу, несёт этот багаж на инструмент, непоколебимо уверенным, что он знает толк в естественных движениях, которые он сейчас возьмёт да перенесёт на гитару.
Итак, если бытовые движения, которые нужны в повседневной жизни, требуют развития, коррекции и даже исправления, то почему профессиональные движения воспринимаются как нечто очевидное?
Для игры на музыкальном инструменте, как и в спортивных движениях применяются определенные мышцы. Использование этих мышц изолировано от других или же наоборот в грамотном сочетании с другими, дает уникальные результаты. На высокие результаты влияют: амплитуда движения мышц, развитие их силы, выносливости, скорости и ловкости. Обычно новичок не может сам осознать, какие движения он использует и в каких пропорциях, поэтому у него а) не развито каждое отдельно взятое движение и б) из-за этого нет правильных комбинаций и/или чередования этих движений.
Если углубиться, то можно увидеть, что в игре на гитаре задействованы движения, которые 1) не используются в повседневной жизни, б) частично используются в повседневной жизни, в) используются в повседневной жизни. Все эти движения совершенно естественные, но, как уже говорилось выше, требуют проработки.
Поэтому главный вывод данной статьи следующий: для освоения гитары, нужно как можно глубже вникнуть в работу рук, это позволит достичь максимальных результатов.
А если вам нужна помощь, то всегда обращайтесь. Я даю уроки игры на гитаре в Волгограде и онлайн.