Разные были идеи, как написать эту статью: отдельно о вариантах кабов и отдельно о своем пути к этому, но решил объединить в одну небольшую сагу, потому что более полную информацию и теоретическом влиянии размеров каба, динамиков, их размеров, фирм и т. д., и т. п., можно поискать и на просторах интернета. Думаю, более ценным будет поделиться личным опытом.
Итак, путь как и у многих, начался с комбоусилителя. Мало кто задумывается, но слово «комбо» уже говорит о комбинировании. Для многих «комбик» это что-то, что может воспроизводить звук гитары. Все так, однако всегда нужно помнить, что это предусилитель+усилитель+динамик в корпусе. Стало быть, уже на этой стадии мы можем увидеть существенные различия, а именно: размер всего «комбика» может быть равным размеру кабинета, а что это значит? А то, что в комбике размер кабинета существенно меньше. Влияет ли это на звук? Безусловно! Как именно — это к технарям, я же упомяну о более значимых моментах влияния на звук для меня, как для практикующего музыканта.
Комбо или голова?
Одно становится ясно, в комбоусилителе мы можем настроить звук только в рамках того, что нам дано. Иными словами, если у вас только голова (предусилитель+усилитель в одной коробке), то вы можете выбрать себе кабинет. Но сделать это не так-то просто. В идеале, нужно включать свой усилок в разные кабинеты и выбирать тот, что нравится. Но как мы знаем, выбор зачастую приходится делать только теоретически, поэтому риск всегда есть. Исходя из этого, можно сделать вывод, что комбоусилитель прекрасный вариант в плане готовности звука: если нравится готовый звук, как он есть, вам крупно повезло.
Однако из наблюдений я сделал вывод, что в комбиках чаще всего используются кабинеты с открытой стенкой, а это существенно влияет на звук. В теории (к счастью, в практике оказалось именно так) открытая стенка делает звук более прозрачным, что великолепно подходит для clean канала и его небольших перегрузок и, соответственно, идеально для определенных стилей музыки. Если нужен плотный crunch, сухой и сфокусированный перегруз с немалым количеством гейна, то лучше закрытого каба не придумаешь! Засчет того, что есть задняя стенка, кабинет начинает сильнее резонировать и можно даже почувствовать, как вибрирует эта самая стенка.
Недаром к примеру Джон Петруччи использует разные кабинеты и даже усилители — у него clean может идти по одной цепи, а перегруз уже по другой. Хотя за ним в этом плане не уследить, он на каждый тур строит новые схемы оборудования.
Размер динамика
Считается, что более лучшим, мощным, богатым звуком обладает 12'' динамик в сравнении с 10'' (как правило используют именно эти размеры). Сравнивать в лоб при прочих равных условиях эти размеры динамиков не было возможности, но если совсем кратко, то на мой взгляд 10'' может подойти для хорошего clean, а вот с жирным перегрузом могут возникнуть проблемы (например рыхлость звука или излишняя яркость). Был еще опыт использования комбика с 8'' динамиком и закрытой стенкой. Звук очень блеклый, лишь напоминающий истинное гитарное усиление+сильный бубнёж по низам и если нет ручки bass, то вообще ничего не сделаешь (привет Blackstar HT-1).
Какие выводы можно сделать уже? Если вы задумываетесь о кабинете, то скорее всего вам нужен 12'' динамик (это лучше уточните у гугла), открытая или полузакрытая стенка для чистого и несильно перегруженного яркого звука, закрытая стенка для хайгейн перегруза.
Формат кабинета и количество динамиков
Теперь пару слов о размерах кабинета. Есть 3 наиболее часто встречающихся формата: 1х12'', 2x12'', 4x12''. Первая цифра говорит о количестве динамиков внутри корпуса кабинета. Очевидно, чем больше динамиков, тем больше его размер, а главное вес. Закономерность здесь довольно прямая, но уверен, нюансов есть немало. Большой каб даёт большую заполненность звука в пространстве. На хорошей реп точке (где продумана акустика помещения), играя через такой каб, вы будете слышать звук практически в любой точке помещения, так как такой кабинет не просто орёт туда, куда смотрит, но он равномерно заполняет всё помещение своим звуком, отчего создаётся ощущение, что звук живёт не отдельно от вас, но вы сами находитесь внутри звука. Ощущения от этого крайне приятные! Стало быть, чем меньше размер кабинета, тем меньшую заполненность звука он даёт. Но это никак не влияет на «прорезание» в миксе, — даже играя в хороший 1×12'' вас будет отлично слышно, ведь для гитары самые важные частоты в этом плане высокая и нижняя середина, а с этим у всех кабов порядок. Объем и заполненность это уже больше относится к низам, но это уже пошли совсем тонкости. Кабинет 2х12'' может стать отличным компромиссом, хотя можно иметь и 2 кабинета 1×12'' и в зависимости от ситуаций использовать 1 или 2 (хитрый план для самых расчётливых).
Ситуация на концертных площадках значительно отличается от репетиционных точек. Если сцена маленькая, то с 412 вы можете ощутить себя как на большом грузовике во дворе, заставленном машинами. Если сцена большая, то 112 покажется вам не сильно громче мобильного телефона. На больших сценах звук рассеивается в воздухе моментально и весь объем испаряется, поэтому нередко на видео можно увидеть 2 кабинета 412, чтобы гитарист ощущал «стену звука» себе в спину, а для многих музыкантов это очень важное ощущение для живых выступлений.
Скошенный или прямой?
Еще два слова о прямых и скошенных кабинетах. Бывает так, что цена на кабинет может совсем не отличаться и скошенный/прямой может показаться чисто дизайнерским элементом, однако на англоязычных форумах идут серьезные обсуждения в пользу того или иного. Если кратко, то скошенный (slant) обладает немного другой направленностью звука, чем прямой (straight), что влияет на восприятие частот. В прямом может ощущаться больше низа и меньше верха/середины. Если поднимать кабинет на высоту, то разница между ними может стереться, хотя в целом кабинеты советуют использовать на полу, особенно на деревянном.
Мой путь
Итак, мой путь начался с простого транзисторного комбоусилителя, перешел в цифровой процессор, затем в эмуляцию и игру в линию, затем вернулся к комбоусилителю, но уже ламповому, далее вернулся к более качественной эмуляции и игре в линию, но сегодня я пришел к игре в формате голова+кабинет. Голова позволяет подключаться к любым кабам и даже к линии (есть встроенная эмуляция каба), а каб позволяет создать полный формат звучания. Каб я выбрал той же фирмы, что и голова (некоторые мастера советуют делать именно так) и выбрал именно slant, чтобы ставить каб на пол и всегда себя слышать. У меня есть 2 кабинета: Marshall и Mesa/Boogie, оба закрытые и с динамиком 12''. Когда перед покупкой второго я заинтересовался, чем он лучше первого, оказалось что 1) динамик не китайский, а английский, 2) корпус не из прессованных опилок, а деревянных листов (формулировка может быть не корректна), 3) собран вручную в США. Одним словом он лучше ВСЕМ. Разница чувствуется моментально: более отзывчивый звук, более сбалансированный по частотам, более читабельный. Уверен, более дорогие модели Marshall звучат отлично.
И снова пару слов о «Каб или спикерсим?»
Пока готовилась эта статья, прошёл концерт с моей группой, где не только я, но и многие слушатели, смогли оценить разницу между игрой в линию и через каб. Во-первых, несравненно большая глубина звука, во-вторых чёткость и читабельность (гитара стала непотопляемой в миксе), в-третьих, отдача и динамика (стало больше возможностей строить выразительные фразировки, а не просто «высекать на фортиссимо»), в-четвертых, это насыщение звука гармониками и естественный фидбэк (обратная связь), который звучит приятно, а не как нежелательный визг и свист, от которого хочется заткнуть уши; в-пятых, полное отсутствие эквализации на пульте звукорежиссёра (кто разбирается в звуке, поймут, как много это значит). Опять же, значит ли это, что нужно полностью отказываться от эмуляции каба? Вовсе нет! Просто существуют такое кол-во факторов, что их тут и не опишешь, лишь учитывая которые все вместе, можно подобрать себе звук для соответствующей ситуации.
Вывод
Как видите, процесс поиска и создания своего звука процесс длительный, но довольно увлекательный. Раньше гитаристы очень много сил полагали на то, чтобы найти свой почерк и лицо, в том числе и через эксперименты с аппаратурой. Современные же более склонны к практичности и удобству, но обратная сторона такой медали — это некая усредненность и более вероятная потеря своей индивидуальности. Поэтому если вы, как и я, склонны не к более прямым решениям, а более близким лично для вас, то я искренне рад за вас и желаю вам успеха в поиске себя в огромном мире и мире музыки! А я пошёл экспериментировать дальше =)