Как мы обсуждали ранее, настройка по тюнеру рано или поздно становится верным спутником выступающего музыканта. Есть несколько ситуаций, где потребуется настройка только по тюнеру. С предыдущей статьи стало известно, что инструмент звучит целостно, если настраивать все струны по первой. Тюнер же такой возможности нам не даёт. Тюнер это прибор и его задача просто сверить частоту колебания каждой струны с заложенным в него эталонным значением для каждой струны.
И вот первый парадокс, если настроить каждую струну по тюнеру, то это еще не гарантирует приятное звучание интервалов и аккордов, по крайней мере субъективно для меня. Если есть возможность, то после настройки по тюнеру я обязательно проверю на слух все струны и позволю себе такую дерзость, как не согласиться с тюнером и внести свои коррекции. Но такая возможность есть не всегда. И поскольку тюнер сегодня у нас главный герой, то поговорим подробнее, как настраиваться именно с его помощью и ни с чьей более.
Для простоты начнём с того, как делать не надо. Во-первых, не надо еле-еле трогать струну. Тюнер-то на это конечно среагирует, но играть вы так не будете, поэтому производите настройку на той громкости, с которой планируете играть. А поскольку с одной громкостью играть невозможно (по крайней мере так быть не должно), то придется усреднить значения. Я предлагаю извлекать струну довольно сильно, но не на максимум своих возможностей. Таким образом, мы получим хороший строй на форте (что значит громко), и у нас будут запасы с обеих сторон по громкости. Если после настройки извлекать звук совсем неистово, то он конечно будет завышать, что является нормой, поэтому нужно иметь хорошее представление об инструменте в принципе: как он может звучать, до каких пределов, и с какой точки начинает звучать немузыкально. Это нужно как раз для того, чтобы настраиваться по средней громкости.
Второе вытекает из первого. Не настраивайте звук по хвосту нот. Когда вы будете извлекать струну, вы увидите скачок стрелки тюнера, вот именно в этот момент настраивайте центр стрелки вашего тюнера. Если делать наоборот, то есть настраивать хвосты нот, то ваша атака всегда будет завышать.
Из прошлой статьи можно увидеть, что настраиваться по флажолету очень эффективно. Идею флажолетов легко перенести и на настройку по тюнеру. Для этого достаточно всего лишь настраиваться не по открытым струнам, а по флажолетам на 12 ладу. Это особенно актуально для 3 и 6 струн, которые из-за своей толщины настраиваются чуть сложнее. Но есть важная оговорка! Флажолет нужно извлечь еще немного громче, чем открытую струну, поскольку он нуждается в компенсации падения громкости. Скажем, сила которая делает открытую струну уже неприятно звучащей, сделает флажолет насыщенным и ярким.
В общем-то вот такие два простых требования, которые дадут вам настроиться по тюнеру глазами, совершенно не слыша при этом, что происходит со звуком. Итак, извлекаем звук в меру громко, ловим центр стрелки тюнера в момент атаки, а не по хвосту, и если настраиваемся по флажолетам на 12 ладу, то извлекаем звук еще ярче.
Пользуясь случаем, поделюсь концертным лайфхаком. Струны при настройке и использовании бендов могут немного застревать в верхнем порожке, что может привести во время игры к резкому падению строя одной или нескольких струн. Поэтому обязательно нужно смазывать верхний порожек для уменьшения трения и перед настройкой по тюнеру делать беззвучные бенды, чтобы убедиться, что струны не застряли в порожке. Если у вас есть рычаг, то можно немного покачать им, а уже потом подтягивать струны и приступать к настройке. Суть всех действий это убедиться, что струны не застревают и находятся в правильном натяжении. В противном случае вы настроите их по тюнеру, а на подтяжке или вибрато она продвинется в порожке и сползёт по строю.