Прежде, чем мы перейдём к теме, предлагаю для удобства ввести следующие сокращения:
10 - первая струна открытая;
34 - третья струна, четвёртый лад;
<112> - флажолет на первой струне двенадцатом ладу.
Таким образом, первая цифра означает номер струны, вторая - номер лада, знаки <> - флажолет. Это поможет нам сильно сэкономить время и улучшить восприятие. А теперь к делу!
Традиционный способ настройки следующий:
25=10
34=20
45=30
55=40
65=50
Если кратко, то каждая струна настраивается на пятом ладу с предыдущей открытой (кроме третьей струны). Первая струна в данном случае нуждается в настройке посредством тюнера/камертона/открытой первой струны на второй гитаре, которая настроена.
Чем плох этот метод? Тем, что допуская хотя бы небольшую погрешность на каждой струне, вы в итоге получите плохо строящие интервалы и созвучия. Однако метод довольно неплох для начинающих. Он позволит развить первичные навыки настройки гитары и внимательного слышания унисона. Унисон это интервал, в котором звуки одинаковы, и на гитаре этот интервал очень успешно исполняется.
Если же мы хотим получить инструмент более строящий и цельно звучащий, то будет лучше каждую струну состроить с первой. Первую струну опять же необходимо настроить по тюнеру. И здесь перед нами возникают разные способы настройки, поэтому рассмотрим подробно настройку каждой струны относительно первой.
Вторую струну можно настроить либо так: 25=10, либо 20 состраиваем с 17 через интервал Октава, либо <212> состраиваем с 17 через Унисон, либо 20 состраиваем с 10 через интервал Кварта. В первом случае мы получаем традиционный способ, который немного опасен своей погрешностью.
Откуда вообще берется эта погрешность? 25=10 это Унисон, однако субъективно 25 не звучит в точности как 10. Это происходит из-за тембральной разницы между струнами. Первая струна открытая и более тонкая, она звучит ярко и долго, а вторая в свою очередь прижата на пятом ладу, что заставляет её затухать быстрее, к тому же она толще.
Второй вариант хорош и позволяет через Октаву услышать обертона. В случае хорошей настройки ноты буду сливаться в единый звук. Третий вариант ещё лучше и даёт ещё лучше услышать обертона. Четвёртый вариант подразумевает хорошее слышание интервала Кварта, но его мы пока опустим вообще.
Третью струну можно состроить либо так: <312> с 13 в Унисон, либо 30 с 13 в Октаву. Оба варианта хороши, но первый особенно. Можно еще 39 настроить с 10 в Унисон, но тут тоже может возникнуть погрешность, поэтому этот вариант менее предпочтительный.
Четвёртая струна. Первый вариант: <47> с 15 в Унисон, второй: 42 с 10 в Октаву и третий: 414 с 10 в Унисон. Снова третий вариант менее предпочтительный, а первый самый точный.
Пятая струна. Здесь тоже 3 варианта, но немного другие. Первый: 57 с 10 в Октаву, второй <57> с 10 в Унисон, третий <512> с 15 в Октаву. В теории можно ещё 519 с 10 в Унисон, но лучше не стоит.
И, наконец, шестая струна! 60 с 10 даёт нам расстояние в две Октавы, неплохой вариант, но лучше делать так: <612> с 10 в Октаву или ещё круче <65>=10.
Итак, мы получили следующую таблицу из приоритетных вариантов:
<212>=17
<312>=13
<47>=15
<57>=10
<65>=10
Вот вам бонусом ещё один интересный вариант настройки гитары через флажолеты с отсылкой к басистам (они обожают настраиваться по флажолетам):
30 - по тюнеру, а далее:
<45>=<37>
<55>=<47>
<65>=<57>
<34>=<17>
<25>=<17>
И ещё бонус! В строе Drop D <612>=40