Смешной вопрос, однако когда-то он тревожил многих нынешних музыкантов, а сами бас-гитаристы по сей день остаются под натиском насмешек и мемов.
Не буду вдаваться в историю и во всякое разное, а вдарим сразу в суть проблемы, где я выскажу своё понимание, исходя из многолетнего личного опыта работы в живых коллективах, написания музыки, создания аранжировок и даже (кто бы мог подумать!) записи бас-гитары в студии, когда, кстати, неожиданно для меня вышло очень драйвово! А ещё у меня есть потрясающий верный друг бас-гитарист, с которым мы вместе творим инструментальный музон для группы SancheZ.
Итак, бас-гитара занимает уникальное место в ансамбле, особенно в рок-группе. Она соединяет в себе два параллельных мира: первый — это гармонический, второй — ритмический. На этом можно было бы поставить точку и сказать: «Спасибо за внимание». Но у нас всё не так, поэтому углубимся!
Бас-гитара гармонически взаимодействует с вокалом, гитарами, клавишами и иными звуковысотными инструментами и его роль здесь крайне велика. Дело в том, что наш слух устроен так, что гармонию мы слышим/ощущаем именно по басу. Иными словами, если басист ошибается гармонией и берет не ту ноту, то это может звучать так, будто слажали все. Возможно кто-то из вас не знал, но например гитара может играть полностью неаккордовые звуки и вообще не прикасаться к тонике, поскольку эта функция отдана басу. В общем-то такая иерархия и позволяет делать многослойные широкие звучания. Для справки: угадывать аккорды на слух на уроках сольфеджио учат именно по басу или его движению!
Если фактура песни риффовая, то бас может полностью дублировать партию гитары и тогда многие скажут: ну и зачем тогда вообще он? Во-первых, бас как правило, играет те же партии октавой ниже, что даёт «жир» и объём, а во-вторых, если вы исключите партию баса, то вы существенно потеряете в миксе. Представьте, что любой микс подобен бутерброду, где разные ингредиенты это разные инструменты. Так вот, удалив бас, вы удаляете важный и вкусный ингредиент звучания. Иногда бас только для того и нужен, чтобы давать те самые низы, которые можно ощутить грудью. Именно это живое, физическое ощущение баса можно почувствовать на живых выступлениях и совершенно не заметить и не ощутить в наушниках-затычках, даже весьма брендовых и недешевых, поэтому чаще посещайте живые выступления в принципе, ощущения живого звука стоят того!
Помимо гармонической функции и частотной, которую мы затронули между делом, бас выполняет так же и ритмическую функцию. Именно сочетания drum-n-bass дает движущую силу музыке любого стиля, особенно когда рисунки тщательно продуманы. Иногда только этих инструментов и хватает, чтобы передать замысел части трека или даже целого трека.
Наконец, бас-гитара может выполнять ещё и солирующую функцию. Есть направления, где басовые соло это вполне обычное дело, а бывают такие бас-гитаристы, которые в свои партии аккомпанемента умудряются вставлять такие интересные фразы, не мешая при этом остальным инструментам, что эти партии становятся действительно шедевральными.
В завершении статьи я предлагаю послушать 3 аудио файла одной из моих любимых песен от Dream theater, в которой бас как раз многофункционален. В первом файле вы услышите полный микс, во втором без баса, в третьем — собственно партию бас гитары, которая отдельно звучит крайне забавно.
Слушайте, анализируйте, делитесь с теми друзьями, кто тоже задаётся вопрос, а зачем вообще нужна эта ваша бас-гитара?