Устройство гитары и настройка оборудования. Часть 3: эффекты

Заключительная часть размышлений о построении звука на прошедшем семинаре в тезисах:

— эффекты бывают в напольных (чаще) и рэковых форматах;

— напольные меньше по габаритам, дешевле, потому и чаще используются музыкантами;

— некоторые эффекты есть только в напольном формате, некоторые только в рэковом; как правило один и тот же эффект более гибкий в настройках и более сложный по схеме именно в рэковых форматах;

— напольные эффекты бывают очень разных размеров: от миниатюрных до довольно больших; большие обычно более гибкие в настройках, имеют больше органов управления и иногда внутри можно увидеть более сложную схему;

— некоторые напольные педали напротив, имеют очень простую схему и возможно самая дорогая деталь в них — это корпус;

— для удобства все эффекты можно разделить на несколько категорий: искажения/перегруз (фузз, овердрайв, дисторшн и т. д.), пространственные эффекты (реверб, дилэй, я бы для простоты сюда же отнёс хорус, фленджер и т. д.), работа с громкостью и динамикой (например компрессор), всевозможные октаверы/гармонайзеры (работа с высотой звука) и так далее;

— есть эффекты чисто концертные, дома без них вполне можно играть спокойно;

— самые лучшие перегрузы пока что получаются в усилителях, а если и в формате педалей, то они как правило всё равно нуждаются в ламповых усилителях;

— определите для себя предельно чётко, какие эффекты вы любите и/или хотите;

— если нравится звук, но не знаете, что это за эффект, не стесняйтесь поискать оборудование, на котором играет музыкант;

— смотреть кто на чём играет тоже полезно, это порой существенно сокращает поиски желаемого звука, однако будьте на чеку, многие бренды у именитых музыкантов присутствуют исключительно по рекламному соглашению, и даже если оборудование откровенно посредственное, музыкант никогда в этом не признается (по крайней мере до тех пор, пока находится в рамках контрактных обязательств);

— если есть возможность, экспериментируйте с разными педалями, разных производителей, невзирая на их популярность/непопулярность;

— некоторые флагманы действительно находятся на заслуженном почётном месте, потому что на деле неоднократно показали себя крайне стабильно и надёжно;

— советую не гнаться за количеством педалей, а исходить действительно из реальных нужд;

— цифровые эмуляторы многих эффектов давно приблизились по качеству к аналоговым, однако виртуальные настройки бывают весьма специфичны и лучше понимать, как работает настоящее оборудование, чтобы адекватно настраивать виртуальное;

— многим аналоговым эффектам на сегодняшний день нет равных в цифровом мире;

— старайтесь построить основу звука благодаря гитаре и усилителю и уже в конце добавляйте эффекты как вишенку на торт;

— можно сделать педалборд, для которого усилитель будет не нужен, но тогда вам точно будут нужны преамп и спикерсимулятор;

— можно сделать универсальный педалборд, который можно включать как в усилитель, так и в его разрыв петли (используя при этом только оконечное усиление, в обход преампа), а также в микшерный пульт.