Устройство гитары и настройка оборудования. Часть 2: усилитель

Также коротко и тезисно об усилителях из прошедшего семинара:

— по возможности лучше играть (и учиться играть) на ламповом усилителе;

— на ламповом усилителе играть сложнее с точки зрения звукоизвлечения, синхронизации рук и чистоты игры, поэтому это то, что нужно;

— научившись играть на более сложном звуке вы всегда сможете с легкостью перейти на более простой в плане нюансов (транзисторные усилители/комбоусилители, цифровые процессоры/плагины);

— к сожалению в обратную сторону предыдущий принцип не работает;

— для усиления гитарного звука нужно понимать минимум 3 главных элемента его формирования: предусиление, оконечное усиление, динамик/динамики;

— главным образом звук строится в секции предусиления (его тембр, уровень входного сигнала (gain) и тд), в ней же находятся лампы предусиления;

— ручка GAIN это НЕ чувствительность (хотя иногда можно трактовать и так) и НЕ количество гейна в перегрузе; GAIN — это уровень ВХОДНОГО сигнала;

— Master/Volume уровень ВЫХОДНОГО сигнала;

— входной сигнал у каждой гитары (и даже звукоснимателя) свой, поэтому нужна очень адекватная отстройка именно этого параметра в первую очередь;

— ручка GAIN на усилителе сперва работает как громкость, затем звук начинает плавно подгружаться, пока не превращается в максимально насыщенный перегруз, после чего при увеличении GAIN громкость не меняется, но действительно просто становится больше перегруза (увеличивается сустейн, а вместе с ним и фон);

— пограничное состояние между чистым звуком и перегруженным во всей палитре и вариациях лучше всего передаёт именно ламповый усилитель;

— на транзисторном усилении такое звучание настроить крайне непросто, а иногда и вовсе невозможно;

— цифровое оборудование тоже не очень хорошо работает в этом режиме, при попытке создать эмуляцию этого явления, эмуляция так и остаётся копией оригинального лампового звучания. Те, кто любят оригинал, оценят;

— грамотно отстроив уровень входного сигнала, вы можете задать общий уровень громкости ручкой Master;

— в ламповых усилителях за общую громкость отвечает как раз MASTER, который находится в оконечном усилении, в котором свои лампы, поэтому MASTER не должен стремиться по громкости к 0, иначе выходные лампы не работают в нужном для них режиме;

— если MASTER на 11 часов и выше, звук получает дополнительное насыщение и обогащение, но и громкость становится совсем не домашней;

— положение эквалайзера EQ возможна как до параметра GAIN, так и после;

— в положении ДО эквалайзер работает на формирование характера перегруза (например ручкой TREBLE можно добиться не слабого перегружения усилителя, а ручкой BASS добиться фуззового звучания перегруза);

— в положении ПОСЛЕ эквалайзер обрабатывает финальный звук и здесь возможности по истине безграничные (главное, чтобы EQ был супер качества); здесь можно как заваливать/поднимать середину, подчёркивать низы для фирменного «дж-дж» на palm mute, так и подчеркивать/убирать медиаторную атаку;

— ручка PRESENCE располагается в конце цепи и дословно переводится как ПРИСУТСТВИЕ;

— по сути это область высоких частот (возможно верхняя середина+верха) и чем меньше её параметр, тем более тёмный и объёмный звук; чем больше, тем гитара всё больше начинает «прорезать» и «кричать», поэтому данный параметр крайне важен для получения звуков в разных стилях и работать с ним нужно аккуратно и грамотно;

— усиление сигнала именуется BOOST, это нужно чтобы раскачать входной сигнал усилителя (получив ещё более надутый звук, иногда более сильный перегруз, а иногда, чтобы компенсировать включение гитары со слабыми датчиками после гитары с сильными), но BOOST-ер можно ставить и в конце всей цепи для подъёма уровня всего сигнала;

— транзисторное усиление не так часто используется для профессиональных записей, как ламповое, однако для определённых целей и задач можно и нужно это делать, поскольку и в среде этих усилителей есть свои фавориты;

— цифровой звук порой проще и мобильнее, соответственно вполне хорош для демо-записей, для походных вариантов, для профессиональных задач, если цифра способна покрыть весь необходимый перечень требований к звуку;

— сегодня ламповые усилители очень доступны и по деньгам и по габаритам, которые зачастую пропорциональны мощности;

— для домашнего использования вполне хватит от 1 до 5 ватт мощности;

— если цифра 1 ватт у вас вызывало улыбку, значит вы ещё не слышали, что может ламповый аппарат мощностью в 1 ватт;

— также сегодня существует немало аппаратов с возможностью понижения мощности (для клубных концертов и домашних занятий);

— есть усилители, которые имеют встроенную нагрузку и их можно использовать без кабинета, подключая к микшерному пульту, аудио интерфейсам или просто используя наушники;

— выбор на сегодняшний день действительно огромный, поэтому конечный выбор нужно строить исходя из бюджета и функционала (кол-во каналов, наличие футсвича, петли для эффектов, реверба и так далее);

— гитарный кабинет выбирайте в последнюю очередь и поизучайте разные динамики, особое внимание обратите, кто из известных гитаристов на каких динамиках играет;

— кабинет с открытой стенкой лучше подходит для чистого звука, с закрытой — для мощного перегруза;

— комбоусилитель (комбик) — это предусилитель, оконечный усилитель и динамик в одном корпусе. Каждый из элементов в свою очередь может быть реализован отдельно (например предусилитель в рэковом или напольном форматах, оконечный усилитель чаще в рэковом и динамик в составе кабинетов с различным кол-ом динамиков);

— понимая общие принципы построения звука в ламповом усилителе, будет нетрудно реализовать их в любых других обстоятельствах (настройка транзисторного оборудования или цифрового процессора/компьютерных плагин), так как все они построены на базовых принципах, которые максимально реализованы в ламповых усилителях.